Автор снимка: Vyacheslav Bukharov. CC BY-SA 4.0
Это набросок технического задания. Он дает общее представление, какие разделы и подразделы могут быть в техническом задании.
Реквизиты
Версия
0.1.3
Автор
Максим Ш.
Назначение
Автоматизация прохождения посетителей в компанию.
Изменения от предыдущей версии
По сравнению с предыдущей версией 0.1.2 добавлены:
- раздел "Глоссарий"
- ссылка на закон о персональных данных
Изменения с другими версиями этого ТЗ смотрите через Diff.
Согласования
ФИО | Дата | Статус |
---|---|---|
Иванов И.И | 2023-12-24 | Согласовано |
Петрова П.П. | 2023-12-18 | Согласовано |
Сидиров С.С. | ? | ? |
Глоссарий
Термин | Полная форма |
Гость | Посетитель компании из внешней организации |
Допуск | Бумага или страница с разрешением на допуск Гостя в отдел компании. Допуск создается сотрудником отдела, куда направляется Гость. Допуск действует только после подписания начальником отдела. |
Компания | Компания, заказавшая автоматизацию проходной |
Начальник отдела |
Начальник одного из отделов компании |
Сотрудник | Сотрудник компании. Работает в одном из отделов компании |
Организация | Внешняя организация, которая имеет дело с предприятием |
Отдел | Отдел компании, куда хочет придти Гость |
Охранник | Охранник, пропускающий Гостей |
Проходная | Проходная компании |
... |
Диаграмма классов с использованием терминов из Глоссария:
Цель проекта
As-is
В компанию хочет придти Гость из другой организации. Он планирует посетить один из отделов компании. Процесс допуска на сегодня организован так.
Шаг 1. Гость:
- созванивается с отделом компании, куда он хочет придти
- сообщает ФИО, свои паспортные данные и цель прихода.
Шаг 2. В отделе компании:
- сотрудник отдела создает в двух экземплярах письменной допуск чужого сотрудника в отдел
- начальник отдела подписывает оба экземпляра допуска
- оба экземпляра допуска передаются в проходную.
Шаг 3. В проходной компании:
- один допуск кладется в папку с названием организации на полку "Внешние организации"
- другая копия допуска кладется в папку с названием отдела на полку "Наши отделы"
- когда приходит Гость, он называет свою организацию или отдел, который создавал заявку на пропуск
- охранник находит нужную папку на полке "Внешние организации" или "Наши отделы"
- если внутри папки найден действующий допуск, то Гость пропускается в компанию.
<Диаграмма последовательности с 4-мя актерами - Гость, Сотрудник, Начальник отдела, Охранник>
To-be
В роли сотрудника компании
Нужно автоматизировать прохождение Гостей
Чтобы ускорить процесс и избавиться от вороха бумажек.
Интерфейс
Заявка сотрудника на допуск Гостя
HTML-макет заявки (вы можете заполнять поля и щелкать по кнопкам):
Список заявок на визирование для руководителя
<Здесь HTML-макет [в работе] страницы со списком Гостей, которые должны придти в отдел. У каждого Гостя руководитель отдела может поставить галочку "Согласовано". Вверху есть кнопка "Отметить все заявки. Внизу кнопка "Согласовано для отмеченных заявок".>
Фронт для охранника
Приход Гостя:
<HTML-макет [в работе] страницы, где охранник может найти заявку на пришедшего Гостя. Поле поиска для ввода ФИО или данных паспорта или названия отдела и кнопка "Искать">
<HTML-макет [в работе] результатов поиска, где перечислены все Гости сегодняшнего дня, соответствующие запросу на поиск. За исключением Гостей, которые уже пришли в компанию. Если Гость не найден, то охранник может повторить поиск с другими данными. Если Гость найден, то охранник щелкает по строчке с ФИО Гостя и попадает на страницу согласования заявки Гостя.>
<HTML-макет [в работе] заявки Гостя, которую видит охранник при заходе Гостя. Указана вся информация по Гостю из заявки, кроме комментария сотрудника отдела для начальника отдела. Внизу кнопка "Гость прошел". При нажатии на кнопку в заявке на допуск ставится пометка времени, когда пришел Гость>
Уход Гостя:
<HTML-макет [в работе] страницы, где охранник может найти заявку на уходящего Гостя. Поле поиска для ввода ФИО или данных паспорта или названия отдела и кнопка "Искать">
<HTML-макет [в работе] результатов поиска, где перечислены все Гости сегодняшнего дня, соответствующие запросу на поиск и уже прошедшие проходную. Если Гость не найден, то охранник может повторить поиск с другими данными. Если Гость найден, то охранник щелкает по строчке с ФИО Гостя и попадает на страницу согласования заявки Гостя.>
<HTML-макет [в работе] заявки Гостя, которую видит охранник при уходе Гостя. Указана вся информация по Гостю из заявки, кроме комментария сотрудника отдела для начальника отдела. Внизу кнопка "Гость ушел". При нажатии на кнопку в заявке на допуск ставится пометка времени, когда ушел Гость>
Статистика для администратора
<HTML-макет [в работе] со списком всех заявок на сегодняшний день. У каждой заявки указывается статус Гостя - еще не пришел, пришел, ушел. Можно сортировать заявки по статусу, по отделам. Показывается администратору>
Алгоритмы
Пунктуальность Гостя
<Схема BPMN [в работе].
Пропуск пришедшего Гостя:
- если до момента согласованного входа в компанию еще больше 30 минут времени, то Гостю предлагается подождать
- если Гость пришел заранее от 0 до 30 минут, то пропустить
- если Гость опоздал, то пропустить если до конца согласованного времени визита осталось не менее 30 минут.
Поиск "зависших" в компании Гостей. Если Гость еще не ушел, а:
- истекло время ухода и 30 минут сверх, то посылается сообщение охраннику. Охранник созванивается с сотрудником подавшим заявку на Гостя и просит ускорить его уход или продлить пропуск (для продления не требуется согласования с начальником отдела)
- истекло время ухода и 1 час сверх, то посылается сообщение охраннику. Он организует поиски и удаление Гостя за пределы территории
- когда закончился рабочий день в компании, то охраннику посылается список пришедших Гостей, еще не ушедших с территории компании. Охранник организует их поиски и удаление за пределы территории компании.
>
БД
<Диаграмма базы данных с четырьмя таблицами и зависимостями между ними [в работе].
- Данные пользователя
- Поля в заявке:
- дата и время предполагаемого прихода/ухода
- комментарии
- статус заявки: на согласовании, согласовано, Гость не пришел, Гость прошел проходную, Гость ушел
- время реального прихода и время реального ухода
- Список отделов компании
- Список внешних организаций
>
Внешние ссылки
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ
http://letters.kremlin.ru/info-service/acts/9
Оговорка
Данное техническое задание:
- было набросано в выходные исключительно в демонстрационных целях
- не является полноценным техническим заданием.
В реальной жизни один лишь сбор требований для ТЗ «Автоматизация проходной» и согласование их с заказчиком для может занять несколько месяцев.
Требования от внутренних источников заказчика
Есть еще множество требований, которые могут запросить из своего опыта сотрудники заказчика:
- требования безопасников
- требования пожарников - включение гостей в пожарную сводку (в случае возгорания пожарники хотят знать сколько всего людей находится на территории предприятия)
- требование моментального пропуска от посетителей, бряцающих оружием - полиция, ФСБ, приставы,...
- проверка посетителей на поддельные паспорта
- проверка посетителей на прививки
- ...
Дополнительные функции от внешних источников
Также можно поискать дополнительные функции автоматизации проходной среди источников вне компании заказчика.
Источник 1. Гугл
Задача типичная. В Интернет нужно почитать статьи о том, как другие IT-специалисты решали проблему автоматизации проходной.
Одна из статей, "Выбираем систему для автоматизации проходной":
https://www.umx.ru/about-company/article/avtomatizirovannaya-prohodnaya/
Искать нужно не только на русскоязычных сайтах, но и на англоязычных.
Источник 2. Программы/сервисы конкурентов
Поискать готовые IT-решения по автоматизации проходной. Как на русском языке, так и от международных компаний. Ознакомиться с ними в демонстрационном режиме.
В чужих готовых решениях можно найти много интересных функций и идей по автоматизации проходной.
Источник 3. Консультации от специалистов по автоматизации проходной
Иногда есть смысл оплатить консультацию чужих системных аналитиков, которые решали похожую задачу по автоматизации проходной. В отличие от статей и изучения софта, во время консультации можно:
- услышать многое, что не напишут в статье
- задать вопросы
- рассказать о своем проекте и получит советы.
User story vs user case
Есть два подхода к генерации user case:
- традиционно считается, что роль аналитика состоит лишь реализации требований от заинтересованных лиц и законодательства. User story (требования) один в один преобразуются в user case (функции которые должны реализовать разработчики). Так работают, например, индийцы
- опытный аналитик может пойти дальше. Он предлагает заказчику еще интересный функционал найденный во внешних источниках и в своем предыдущем опыте. По сути, аналитик сам становится генератором функционала.
Приведу пару примеров из своей практики. В них заказчики принимали мои предложения и проекты поднимались совершенно на другой уровень.
"Квантовый анализ будущего в инвестициях, рисках, кредитах, страховании,..."
https://www.maxreform.ru/quantum-analysis
"Как нанять IT-талант за 1 день"
https://www.maxreform.ru/it-rekruting
Изначально заказчики не ставили подобные задачи. Но они горячо приветствовали, когда я как системный аналитик:
- свободно выходил за рамки пожеланий заказчиков.
- предлагал добавить интересный функционал о котором заказчик даже не мог мечтать.